Детский Сад №93 Рябинка
|
Деловая игра "Гендерная педагогика в воспитании дошкольников"О гендерном воспитании детей говорят сегодня много. Между тем изменения, происходящие в обществе, продолжают разрушать традиционные представления о мужском и женском поведении, происходит переориентирование отечественной педагогики в вопросах полового воспитания. В Комментарии к Базовому компоненту поло-ролевого (гендерного) воспитания дается такое определение как влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки с целью оптимизации их деятельности, связанной с отношениями представителей разного пола, с формированием поло-ролевой позиции. То есть гендерное воспитание – это формирование у детей эталонов настоящих мужчины и женщины, необходимое для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием взрослых - педагогов и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или модель поведения, которой придерживается индивид, чтобы его определяли как женщину или мужчину. При этом взрослым необходимо помнить, что после шести лет сменить поло-ролевую ориентацию психологическими методами практически невозможно. Ученые считают дошкольный период асексуальным, в котором половые гормоны не влияют на развитие ребенка. Но именно в этом возрасте формируются основы моральных установок будущих мужчины и женщины.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /> Так как современные девочки и мальчики, посещающие дошкольное учреждения, воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму встаёт вопрос учёта не только психолого -физиологических особенностей детей, но и учёта гендерной принадлежности. Однако в программах дошкольного образования вопросам гендерного воспитания уделяется мало внимания. Основываясь на ФГТ в методической литературе стали появляться практические материалы педагогов обобщивших опыт по данной проблеме. Материал в данных пособиях распределён таким образом что содержанием поло-ролевого воспитания является то, что ребенка окружает : <?xml:namespace prefix = v ns = "urn:schemas-microsoft-com:vml" /> Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели поло - ролевого воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе.
Уважаемые педагоги для дальнейшей работы я хотела бы вам предложить игру «Деловая карусель» ( на листах написан вопрос педагоги должны по очереди вписать ответы передовая листы по кругу). Вопросы: - Психологические особенности девочек старшего дош-ного возраста которые необходимо учитывать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - Психологические особенности мальчиков старшего дош-ного возраста которые необходимо учитывать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; -Методы и приёмы формирования позитивной поло-ролевой идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста при чтении худ –ной литературы. - Методы и приёмы формирования позитивной поло-ролевой идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. (итог памятка) Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает предметно – развивающая среда. Мы создавали развивающею среду с опорой на принципы и возрастные возможности. Так как наша группа раннего возраста то мы можем говорить лишь о предпосылках поло-ролевого воспитания. К трем года жизни дети начинают понимать своё Я. Поэтому наша группа разделена (условно) на три развивающей зоны каждая из которых содержит мини-центры: 1) для мальчиков здесь они могут играть в машинки, строить из кубиков, ремонтировать. Формируются осознание себя я мальчик. 2) для девочек здесь они могут проявлять свою доброту, нежность, наряжаться. Формируются осознание себя я девочка. 3) общая здесь находится двигательная, сенсорная. Формируются модели поведения в отношениях между детьми разных полов. Я в своей работе опираюсь на методическое пособие: «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» под редакцией Н.А. Баранникова здесь есть система взаимодействия ДОУ и семьи, анкеты, родительские собрания, игры и т.д. Авторы рекомендуют использовать такие методы и приемы как: Сюжетно - ролевые игры, режиссерские,(задать вопрос педагогам какие игры они бы порекомендовали) «Семья» Беседы с использованием репродукций, иллюстраций, художественной литературы (мы используем такие как; Наш детский сад, Кем быть и многое другое) Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?; «Что кому?»; «Кем быть?»; «Я расту»; «Что общего, чем отличаемся?»; «Я такой, потому, что…»; «Одень мальчика, одень девочку». Проекты: «Девочки налево, мальчики направо!», "В стране Мальчиков и Девочек", «Мальчишки и девчонки, а также их родители», «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки, сделаны наши девчонки» Проблемные ситуации с этическим содержанием. Сейчас мы с вами пробуем разобрать одну из таких игр-ситуаций.
Ситуация: Дима, ему шесть лет, привык, чтобы его хвалили. Нарисует что-либо и бежит соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же резюмирует: « Я добрый»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы: « Правда, я молодец?» сделает сооружение из строителя и снова: « Я настоящий мастер, верно?»
- Молодец! Ты у нас самый-самый, - подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии: он рисует хорошо, лучше, чем другие, и песен много знает, и стихи читает выразительно, и ростом то выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, сегодня хорошо себя вел с бабушкой.… И так изо дня в день. - Хорошо или плохо, что мальчика часто хвалят? - Как это отражается на воспитании Димы? - В каких случаях надо поощрять мальчиков, а в каких – девочек? - Какое место вы отводите методу поощрения в воспитании своего сына или дочери? Приведите примеры. Еще одно методическое пособие « Полоролевое развитие детей 5 – 7 лет» под редакцией О.И. Ивановой. В этом пособии представлены такие материалы как: v психологический портрет мальчиков и девочек, v диагностика поло-ролевого развития ребенка, v игры, тренинги которые распределены на четыре блока и т.д. Подводя итог нашей с вами работы можно сделать вывод, что основная идея гендерного подхода в образовании это; учёт специфики воздействие на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно- воспитательного процесса ( содержание, методы обучения , педагогическое общение).
3 февраля 2013 в 12:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.