Детский Сад №93 Рябинка

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам проектной деятельности » Крицкая Е.В.

Педагогический проект «Формирование временных представлений  у детей старшего дошкольного возраста по средствам проектной деятельности » Автор: педагог 1-ой квалификационной категории Крицкая Е.В.

Тип проекта: Познавательно - исследовательский

Продолжительность: Март - апрель

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги  группы, родители воспитанников.

Актуаьность:С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во време­ни. Детей зна­комят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Специфические особенности времени как объектив­ной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направ­лении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку.Вре­менные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Для успешного развития этих способностей лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них.

Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них срав­нительно поздно. Существуют многочисленные трудности при осво­ении ребенком временных категорий. Это связано со специфиче­скими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и  стало основой для выбора проекта.

Данный исследовательский  педагогический проект  обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности.

Цель:В процессе работы познакомить детей с историей способов измерения времени.Разработатьперспективный план работы с детьми   , способствующейформированию  систематичного, осознаного, развитого чувства времени.

Задачи:

1. Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий( утро, день, вечер, ночь).

2. Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях -  секунда, минута, час, части суток, дни недели.

3. Развитие у детей таких качеств, как – собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.

4. Стимулирование исследовательской деятельности детей.

5. Воспитывать умение регулировать и планировать деятельность во времени, рационально его использовать.

6. Формируем взгляд детей на то, как человечество тратит свое время сейчас,  и что может произойти с ними в будущем.

 

Проблемная ситуация:Дети увлечены настольной игрой, подходит воспитатель и просит ребят, убрать игру и готовиться к занятию. Но дети просят еще 3 минуты для завершение своей игры.

Формируется проблема: Проведение опроса детей с использованием «Модели трех вопросов».

Что мы хотим узнать?

Что мы знаем?

Как мы узнаем это?

Что можно сделать за 3 минуты?

(  Стёпа Б.)

Часы – это время.

( Вова О.)

Найти информацию и компьютере.

(Саша С.)

Зачем людям время?

( Аня Б.)

По времени мы встаём, и идем в садик.

(Настя Б.)

Спросить у родителей

( Варя Г.)

Как часы помогают людям?

( Юля Д.)

Времена года идут друг за другом.

(Ульяна Б.)

Прочитаем в энциклопедии.

(Серёжа М.)

Организационный этап:

Подготовка материалов:

· Подбор наглядных  материалов:фото-иллюстрации, видео-призентации «История часов», «Книга будущего», просмотр мультфильма «Крот часовщик»,

· Подбор дидактических игр «Скажи наоборот», «Что сначало, что потом», «Найди пропавший день»; «Когда это бывает»,«Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.);

· Подбор энциклопедической литературы по данной теме: Энциклопедия для детей Э. Патти «Времена года»;

· Предварительное чтение художественных произведений, народных сказок, пословиц и поговорок: Е. Шварц «Сказка о потеренном времени», С.Маршак «Двеннадцать месяцев», Г. Скребицкий «Четыре художника»; А. Ю.Кожевникова «Книга про время»; И. Соколов – Микитов «Листопадничек»; В.Бьянки «Синичкин календарь»; Ш.Перро «Спящая красавица», «Золушка».

· Заучивание стихотворений о временных представлениях: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Баратынский «Весна, весна», Суриков «Поет зима - аукает», Э. Машковская «Добежали до вечера».

· репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);

· настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня»)

Предпалагаемый результат:сформировать временные представления  у детей старшего дошкольного возраста создать основу для дальнейшего умственного развития личности  ребенка, повлиять  на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Научить родителей владеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни.

Исследовательский этап:

Перспективный план проекта.

Образовательная область

Содержание работы

Совместная деятельность с родителями

 

Познание

Познавательно-исследовательская,  продуктивная (конструктивная) деятельность)

Знакомство с числовыми циферблатами – тренажёрами и работа с ними.

Дидактические игры: «Кто больше занят?»,«Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток»,  «Какая бывает осень»,

«Бывает-не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы», «»

Исследовательская деятельность:«Часы и время», «Как работают песочные часы», «Что можно сделать за 1 минуту, 3 минуты»

Конструктивная деятельность: «Сборка напольных часов», «Выстави время на циферблате»

Использование ТРИЗ игра «Да-нетка».

Создание домашних заданий на выходные «Наше время».

Вместе с родителями подготовить экспонаты для музея часов.

Коммуникация

Коммуникативная,  познавательно – исследовательская, игровая

Рассматривание тематических картинок:

 «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Знакомство с поговорками и пословицами о времени.

Дидактические игры:  «Путанница», «Ну – ка угадайка», «Назови пропущенное слово»

Дидактическая игра «Живые часы».

Методика 3 вопросов.

оформление буклетов«Формированиие представлений о времени  у дошкольников».

Чтение художественной литературы

Читательская, коммуникативная

Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок»,

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

С. Я. Маршак «Хороший день»,

Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день»,

С.Я.Маршак «Двеннадцать месяцев»,

С. Я. Маршака «Круглый год»,

Й. Змай «Часы»,

Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

 

Составление книжки малышки«Пословицы и поговорки о времени».

 

Художественное творчество

Продуктивная деятельность:Рисование часов на песке. Рисование «День и ночь», «Звездное небо», «Такие разные часы»,

Аппликация  «Макеты часов»

Макоронография «Знакомство с циферблатом»

Выставка рисунков «Мир часов»,

Оформление галереи продуктовтворческой деятельности родителей  «Такие разные часы».

Труд

(трудовая деятельность)

Составить с детьми макет няниных дел по часам.

Составить план схему для дежурных.

П.и «Подмети дорожку за 1 минутку», «Кто больше соберет мусора на время»

Экскурсия в часовую мастерскую «Больница для часов»

Социализация

Беседа: «История часов», «Кто рано встает», «Будильник», «С утра  до вечера», «Что такое календарь», «График маминой работы», «Книга и время», «Взгляд в будущее».

Сюжетно–ролевая игра «Семья.Распорядок дня.», «Часовая мастерская», «Делу время – потехи час»

Знакомство с профессией  часовщик.

Консультация для родителей  «Другие времена – другие нравы»

Физическая культура

Подвижные игры: «Совушка - сова», «Часы пробили ровно час», «Вышли мышки как то раз посмотреть который час», «Лови бросай времена года называй».

Физминутки: «Громко тикают часы», «Тик - так», «За стрелкой минутной мы быстро бежим, мы очень торопимся, очень спешим»

Соревновательные игры: Бег на время, силовые упражнения на время.

Консультация «Как сохранить здоровье ребенка в разное время года».

здоровье

Экскурсия в медицинский кабинет.

Беседа «Сердце – бьется как часы».

Знакомство с медицинским инструментом: прибор для измерения давления

Памятка «Режим дня необходим!».

Составление схемы « Режим дня в нашей семье»

музыка

Песня:Ходики с кукушкой

Танец: «Так – так»

Подвижные игры « Дрема», « День и Ночь»

Слушание музыкальных произведений:

Чайковский П.И.  «Октябрь»

Вивальди  А. «Осень»

Картотека музыкальных произведений для прослушивания дома.

Развлечение «Делу время потехи час»

Заключительный этап: На заключительном этапе с детьми проведен КВН «Делу время потехи час.»

· Выбор лучшей команды.

Создание призентации  «Взгляд в будущее».( защита детьми призентации:«Книги и время»)

Выход детей на районный  интелектуальный конкурс для старшего дошкольного возраста «Путешествие во времени».

 

Результат: Данный проект сформировал у дошкольников временные представления. Помог создать основу для умственного развития личности дошкольника.В дальнеёщем, эти знания помогут детям осознать чувство времени в окружающем его мире.

Методической литературы:

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»;

2. Метлина Л. С. «Математика в детском саду»;

3. Смоленцева А.А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием»;

4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»;

5. Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»;

6. Т.В. Владимирова, Л.А.Халидулина«Путешествие во времени».

 


 

 

 

14 июня 2014 в 23:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.