Детский Сад №93 Рябинка
|
Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам проектной деятельности » Крицкая Е.В.Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам проектной деятельности » Автор: педагог 1-ой квалификационной категории Крицкая Е.В.Тип проекта: Познавательно - исследовательский Продолжительность: Март - апрель Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников. Актуаьность:С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку.Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Для успешного развития этих способностей лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора проекта. Данный исследовательский педагогический проект обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. Цель:В процессе работы познакомить детей с историей способов измерения времени.Разработатьперспективный план работы с детьми , способствующейформированию систематичного, осознаного, развитого чувства времени. Задачи: 1. Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий( утро, день, вечер, ночь). 2. Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях - секунда, минута, час, части суток, дни недели. 3. Развитие у детей таких качеств, как – собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни. 4. Стимулирование исследовательской деятельности детей. 5. Воспитывать умение регулировать и планировать деятельность во времени, рационально его использовать. 6. Формируем взгляд детей на то, как человечество тратит свое время сейчас, и что может произойти с ними в будущем.
Проблемная ситуация:Дети увлечены настольной игрой, подходит воспитатель и просит ребят, убрать игру и готовиться к занятию. Но дети просят еще 3 минуты для завершение своей игры. Формируется проблема: Проведение опроса детей с использованием «Модели трех вопросов».
Организационный этап: Подготовка материалов: · Подбор наглядных материалов:фото-иллюстрации, видео-призентации «История часов», «Книга будущего», просмотр мультфильма «Крот часовщик», · Подбор дидактических игр «Скажи наоборот», «Что сначало, что потом», «Найди пропавший день»; «Когда это бывает»,«Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.); · Подбор энциклопедической литературы по данной теме: Энциклопедия для детей Э. Патти «Времена года»; · Предварительное чтение художественных произведений, народных сказок, пословиц и поговорок: Е. Шварц «Сказка о потеренном времени», С.Маршак «Двеннадцать месяцев», Г. Скребицкий «Четыре художника»; А. Ю.Кожевникова «Книга про время»; И. Соколов – Микитов «Листопадничек»; В.Бьянки «Синичкин календарь»; Ш.Перро «Спящая красавица», «Золушка». · Заучивание стихотворений о временных представлениях: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. Баратынский «Весна, весна», Суриков «Поет зима - аукает», Э. Машковская «Добежали до вечера». · репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.); · настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня») Предпалагаемый результат:сформировать временные представления у детей старшего дошкольного возраста создать основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлиять на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе. Научить родителей владеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни. Исследовательский этап: Перспективный план проекта.
Заключительный этап: На заключительном этапе с детьми проведен КВН «Делу время потехи час.» · Выбор лучшей команды. Создание призентации «Взгляд в будущее».( защита детьми призентации:«Книги и время») Выход детей на районный интелектуальный конкурс для старшего дошкольного возраста «Путешествие во времени».
Результат: Данный проект сформировал у дошкольников временные представления. Помог создать основу для умственного развития личности дошкольника.В дальнеёщем, эти знания помогут детям осознать чувство времени в окружающем его мире. Методической литературы: 1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; 2. Метлина Л. С. «Математика в детском саду»; 3. Смоленцева А.А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием»; 4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»; 5. Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»; 6. Т.В. Владимирова, Л.А.Халидулина«Путешествие во времени».
14 июня 2014 в 23:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.